Судовое оборудование, технологии для судостроения

Навигация
Связанные

Судовые грузоподъемные устройства

Одной из самых сложных и требовательных к грузоподъемному оборудованию сфер деятельности является судостроение. Кроме соответствия требованиям надежности для проведения грузовых операций в плавании и при качке, грузоподъемные устройства должны выдерживать тяжелейшие условия эксплуатации в агрессивной среде при повышенной нагрузке, не влиять при работе на остойчивость судна, не мешать работе других механизмов и оборудования и движению в положении «по-походному».

Для грузоподъемных устройств Российским Морским Регистром Судоходства (РМРС) и Российским Речным Регистром (РРР) установлены отдельные требования, которым должно соответствовать все устанавливаемое на судно оборудование. Для установки на корабли ВМФ грузоподъемные устройства дополнительно проходят приемку Гостехнадзора ВС РФ. Импортные судовые краны и другое оборудование, как правило, поставляют с документами международных классификационных обществ: американского ABS, французского BV, китайского CCS, норвежского DNV, немецкого GL, английского LR и других. 

Виды, особенности работы и эксплуатации судовых грузоподъемных устройств

К грузоподъемным устройствам в судостроении относят все установленное на любом плавучем сооружении оборудование, предназначенное для погрузки, выгрузки и перемещения грузов и/или людей, а также плавучие краны. Классификация судовых кранов и других грузоподъемных устройств в общем и целом соответствует общепромышленной с поправкой на возможность установки и применения на судне или корабле и необходимостью одобрения РМРС, РРР или другим обществом или контролирующим органом, под надзором которого оно эксплуатируется. Однако существует и специфическое оборудование, применяемое только на судах и кораблях.

К судовым грузоподъемным устройствам относят:

  • Колонны, одиночные, П- и Л-образные мачты, полумачты, с установленными на них грузовыми стрелами.
  • Передвижные или стационарные спаренные и одиночные поворотные краны с цельными стрелами, преломляемыми или складными: шарнирными коленчатыми стрелами, телескопическими, Z или L типа.
  • Краны-манипуляторы различных конструкций: с шарнирной телескопической стрелой, со складной телескопической стрелой, обеспечивающие проведение разнообразных операций в расширенной грузовой зоне.
  • Козловые и мостовые краны, передвигающиеся по рельсам вдоль грузовых люков по палубе или по специальным опорам под палубой. Палубные мостовые и козловые краны часто оборудуют складными или телескопическими консолями.
  • Плавучие, портальные и вращающиеся оффшорные краны для буровых платформ.
  • Спуско-подъемные устройства кормового и бортового спуска гравитационного, склоняющегося, скатывающегося или шарнирного принципа действия со стрелой или рамой: СПУ типа П-рама, СПУ А-типа, СПУ Г-типа, предназначенные для спуска на воду катеров и шлюпок в штатном и аварийном режиме.
Судовая аппарель
  • Грузовые платформы для вертикального перемещения груза между палубами.
  • Аппарели и пандусы, в том числе для паромов и судов типа ro-ro.
  • Лифты, транспортеры, элеваторы.
  • Лебедки, шпили и брашпили.
  • Специальные грузовые устройства, предназначенные для погрузки и выгрузки специфических грузов, например, длинномеров, сыпучих материалов, контейнеров, жидкостей, СПГ.
  • Подъемные механизмы: кран-балки, шлюп-балки, тали.

Из-за ограниченного пространства на палубе судовые грузовые устройства стараются делать максимально многофункциональными и универсальными, способными обеспечить выполнение большого числа грузовых операций в порту, на воде, в том числе в аварийных ситуациях. В то же время палубные конструкции должны быть максимально компактными, чтобы не мешать движению судна, работе другого оборудования.

Главные отличия эксплуатации судовых кранов: работа в тяжелых климатических условиях, сопровождающаяся возникновением дополнительной нагрузки из-за изменения положения судна и крана в пространстве. Возможно не только попадание брызг и капель морской воды в механизмы, но и залитие во время штормов, а также оледенение при минусовых температурах.

В подавляющем большинстве случаев на судне нет возможности ремонта, поэтому к надежности и безотказности грузоподъемного оборудования надзорные органы предъявляют особенно жесткие требования. При перевозке легковоспламеняющихся грузов к требованиям прочности и надежности добавляется необходимость обеспечения взрывобезопасности.

Грузовая стрела под действием бортовой или килевой качки не должна самопроизвольно поворачиваться как при работе, так и в положении «по-походному». Также необходимо обеспечить устойчивость передвижных кранов, невозможность опрокидывания, самопроизвольного движения или схода с рельсов. Для предотвращения раскачивания и разворота груза из-за качки краны оснащают специальными системами компенсации и лебедками.

Режимы работы приводов и других машин и механизмов, используемых в комплектации крана, должны соответствовать режимам эксплуатации грузоподъемного оборудования по длительности и частоте пусков, остановов и реверсов, интенсивности нагрузки.

Материалы, используемые для изготовления судовых грузоподъемных устройств, должны быть устойчивыми к воздействию агрессивных сред: морской воды и воздуха, ветра, низких и высоких температур. Для защиты металлических поверхностей используют специальные покрытия.

Требования к конструкции и работоспособности судовых грузоподъемных устройств

  • Конструкция должна полностью соответствовать особенностям эксплуатации на судне конкретного типа и конструкции, чертежам общего расположения, месту установки.
  • Работоспособность должна сохраняться после длительных кренов и дифферентов, бортовой, килевой и вертикальной и качки. На нее не должны влиять последствия воздействия постоянного и порывистого ветра, экстремальных положительных и отрицательных температур.
  • Эксплуатации не должны мешать туман, периодическое обливание морской водой, действие судовой вибрации.
  • Грузоподъемное устройство должно надежно укладываться и крепиться в положении «по-походному», занимая минимум места.
  • Оснащение крана должно обеспечивать безопасность его эксплуатации для палубных конструкций и судового оборудования.

Виды и особенности приводов судовых грузоподъемных устройств

В судовых грузоподъемных устройствах в качестве источника энергии используют в основном электрические и гидравлические двигатели. Наибольшее распространение получил гидропривод, основным преимуществом которого являются:

  • наименьшие массогабаритные параметры на единицу передаваемой мощности, момента и усилия по сравнению с другими приводами с аналогичными механическими характеристикам;
  • плавное, бесступенчатое регулирование;
  • способность выдерживать кратные механические перегрузки;
  • незначительная инерционность;
  • относительно простая организация автоматизации управления и защиты;
  • неприхотливость, безотказность и длительные сроки эксплуатации.

Судовые краны

Благодаря компактности размещения, удобству эксплуатации и надежности, наибольшее распространение на судах получили палубные краны. В зависимости от типа и назначения судна, на нем могут быть установлены краны стационарные или передвижные, перемещающиеся по направляющим вдоль палубы или грузовых люков. Самые универсальные – стреловые поворотные краны.

Согласно ГОСТ 25002-81:

  • Грузоподъемность судовых стреловых кранов составляет от 1 тонны до 320 тонн.
  • Длина минимального вылета стрелы – от 3 до 6 м, максимального – до 100 м.
  • Скорость изменения вылета стрелы – до 25-30 м/мин.
  • Скорость подъема груза – от 4,4 до 50 м/мин.

Для проведения грузовых операций в парном режиме и двукратного увеличения грузоподъемности на палубе или платформе часто монтируют два одинаковых полноповоротных крана.

На длинномерных судах полноповоротные краны размещают так, чтобы охватить все грузовое пространство палубы. При этом установлены они могут быть как в диаметральной плоскости, так и побортно, параллельно или в шахматном порядке. Необходимый вылет стрелы определяют исходя из возможности выполнения погрузочных и разгрузочных работ в любой точке просвета грузового люка.

Стреловой поворотный кран состоит из основания, стрелы и опорно-поворотного устройства. Для подъема и передвижения груза стрелу оснащают лебедкой с полиспастом. Поворотный механизм вращает кран, а механизм изменения вылета позволяет перемещать груз вдоль стрелы.

Опорно-поворотное устройство может быть поворотной платформой, вращающейся на подшипниковой опоре. Стрела крана бывает решетчатого или балочного типа.

Судовые грузоподъемные устройства производства компании «Ижорские Гидросистемы»

Кран судовой электрогидравлический полноповоротный ГМК 27-9, грузоподъёмность 3 тонны, вылет стрелы 9 метров, установлен на корабле, для проведения погрузочно-разгрузоных работ. Судовой кран используется для выгрузки и погрузки грузов с пирса на палубу, механизации погрузочно-разгрузочных работ на палубе, перегрузки малотоннажных контейнеров с судна на судно, строительства, ремонта, обслуживания плавучих объектов.

За годы работы инженерами компании ООО «Ижорские Гидросистемы» накоплен настолько большой опыт производства судовых грузоподъемных устройств, что когда возникла такая необходимость, они начали успешно решать задачи импортозамещения. Компанией были спроектированы и построены на собственном заводе не только полностью соответствующие импортным краны, но и превосходящие их по характеристикам, соответствующие более жестким требованиям гражданских и военных приемок.

При заказе судовых грузоподъемных устройств в компании ООО «Ижорские Гидросистемы» можно не только руководствоваться данными расчетов и рекомендациями судопроектных бюро, но и предоставлять документацию по продукции иностранных производителей для разработки аналога.

Обращайтесь к менеджерам для консультаций или заказа судовых грузоподъёмных устройств.
телефон: +7(812)339-61-68
e-mail: contact@i-hydro.ru